ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Музей "Равнение на героев!"


ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНА НАША ШКОЛА: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛОБАЧЁВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

 

ИМЯ ТВОЁ БЕССМЕРТНО. Лобачев Николай Гаврилович

Это был необычный день – 9 декабря 2022 года. Мелитопольские школьники  впервые отмечали один из главных праздников Отечества - День героев России.  Для ребят средней общеобразовательной школы №1 день получился особенно торжественным. Родной школе присваивалось имя Героя Советского Союза Лобачева Николая Гавриловича, бывшего учителя начальной военной подготовки школы в 1980-1983 гг. К празднику стали готовиться заранее, когда стало известно решение правительства Запорожской области. Сколько было разговоров! Какое это было радостное известие! Старые учителя, знавшие Николая Гавриловича, говорили, что решение попало в точку! Более достойной кандидатуры не найти! Высокий, стройный, всегда подтянутый, мудрый, толерантный, Николай Гаврилович был непререкаемым авторитетом у ребят и взрослых. Как хорошо, что о нем не забыли! Как хорошо, что теперь имя его станет бессмертным!   

Николай Гаврилович Лобачев родился  27 февраля 1923 года в селе Софьино  Ново-Покровского района Саратовской области     в семье крестьянина. Его отцу, Гавриле Александровичу,  тогда было 29 лет, он уже прошел закалку в боях гражданской войны и в свободное время любил вспомнить походы и сражения. А маме, Вере Сергеевне, было 27 .  Дом отца стоял почти у околицы. По соседству жил приятель отца Ножкин, к которому маленький Коля бегал смотреть, как делают валенки. Метрах в ста от дома был овраг с глубоким омутом на дне, там женщины мочили коноплю. На склоне оврага бил родник, из него брали воду для самовара.Николай был самым младшим из пятерых детей - трех сестер Марины, Анисьи, Евдокии и брата Василия, на четыре года его старшим.В этом же селе Николай пошел учиться  в начальную школу, здесь  около оврага, с родными сестрами и братом, в играх, школьных и домашних заботах, в помощи родителям на огороде и в поле  прошло его детство.

 То было трудное время, в селах  шла  коллективизация. Нужны были грамотные, инициативные, энергичные люди. И отец Коли в 1930 г. был  переведен в районный центр Аркадак на должность заведующего заготконторой. Здесь Коля продолжил учебу в школе №3 и закончил 5 классов. В 10 лет Николаю пришлось резко повзрослеть - умерла мама, ей было всего 37 лет. В 1935 году дети с отцом переехали жить на ст. Доскино в с. Горбатовка Горьковской области. В 1938 году в 15 лет Коля, закончив  семилетку,  поступил в школу ФЗО (фабрично-заводское обучение), она была преобразована в ремесленное училище №1 при Горьковском автозаводе. В апреле 1941 года ремесленное училище было успешно закончено, и Николай устроился на работу  на Горьковский автозавод в модельно-штамповый цех слесарем-модельщиком, проработав там до 27 мая 1942 года. В те годы родную страну постигло большое испытание – Великая Отечественная война. На всех фронтах шли  кровопролитные бои.  Красная армия отступала. Враг захватил крупные  сырьевые и промышленные центры: ДонбассКриворожский железорудный бассейн. Были оставлены   Минск, Смоленск, КиевХарьков,  Днепропетровск, Одесса. Оказался в блокаде Ленинград... На оккупированных территориях остались миллионы советских граждан. Сотни тысяч мирных граждан погибли или были угнаны в  Германию. Враг рвался к Волге. Казалось, еще несколько шагов и нацистские планы мирового господства претворятся в жизнь. Необходимо было во что бы то ни стало остановить немцев. На защиту Отечества  призывались все новые и новые советские ребята.27 мая 1942 года Дзержинским горвоенкоматом Лобачев Н.Г.  был призван в Красную армию и направлен в 20-й учебный полк, где получил специальность шофера  третьего класса.  Здесь вступил в комсомол.

С сентября 1942 г. по 22 июня 1944 года Николай был  участником военных действий: с сентября 1942 г. по 3 февраля 1943 г. - Сталинградский фронт, с мая 1943 по сентябрь 1943 – Западный фронт. С января по июнь 1944 – 1-й и 2-й Украинские фронты. С января 1944 по июнь 1944 года  Николай Гаврилович находился в составе 1-го батальона 45-й механизированной  Днепровской  бригады 5-го механизированного  корпуса 6-ой танковой армии 2-го Украинского фронта на должностях командира минометного расчета , заместителя командира минометного взвода. Трижды был ранен. На фронте Николай Гаврилович стал коммунистом.

 

 

 

За смелость и проявленный героизм Лобачев Н.Г. был награжден орденом Отечественной войны  I степени (06.04.85), орденом Богдана Хмельницкого III степени, медалями «За оборону Сталинграда», двумя медалями «За отвагу» (16.10.43; 10.02.44), «За боевые заслуги» (1952), «За победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945», многими юбилейными медалями.

22 июня 1944 года Лобачева Н.Г. сняли с фронта и направили учиться в 3-е Харьковское танковое училище, которое он окончил по сокращенному курсу в декабре 1945 года. Там ему было присвоено звание «младший лейтенант». В училище он узнал, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

 С 1978 года, с первых дней существования нашей школы, Николай Гаврилович по первому зову приходил пообщаться со школьниками, рассказать ребятам о войне и Победе.. Он считал это своим долгом. За все эти годы он почти не изменился, такой же стройный, подтянутый, бодрый духом,   разве только глаза как - будто  потухли, чувствовалось, что возраст и болезни  все - таки берут свое. На каждой встрече ребята задавали Николаю Гавриловичу много вопросов и, конечно, самый главный: за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Николай Гаврилович отвечал: «За форсирование Южного Буга», но никаких подробностей не рассказывал, он отличался скромностью, никогда не говорил: «Я», всегда только : «Мы».  И только сейчас, при поиске материалов о нашем дорогом Герое, нам удалось установить подробности. Это было 11 марта 1944 года. Распутица была в полном разгаре. Бойцы шли, утопая в грязи, в дождь и мокрый снег. В те дни воины недосыпали, часто недоедали, но их воодушевляли блестящие победы советских войск на всех фронтах. Немцы то и дело устраивали  засады,  приходилось выбивать их с опушек рощ и с высоток. Гибли  товарищи, но наступательный порыв не ослабевал. У кого-то за Бугом была семья. Да если и не было семьи — все равно ведь стонала под врагом наша родная земля... На привалах солдаты сразу валились на землю, где суше. Кто принимался за сухой паек, кто дымил цигаркой, кто сразу засыпал.

За время наступления ни одного жителя не встретили, вместо сел одни только печные трубы торчали. У каждого воина болела душа, столько злости к врагу накопилось, каждый рвался вперед и планировал дойти до Берлина. И вот показалась река. Переправы через нее и ее притоки были разрушены, немцы, отступая, взорвали все мосты.

Николай Гаврилович тогда был старшим сержантом и в подчинении имел минометный взвод. Он понимал, что нужно  действовать быстро и умело, это была не первая водная преграда на пути, опыт уже был... Мост можно сделать только из понтонов, но их еще не подвезли. Артиллерия тоже отстала. Нужно начать переправу ночью, пока немцы не ждут. Внезапность — уж считай полдела сделано.. Задача стояла нелегкая и опасная. Противник сделает все, чтобы сбросить солдат обратно в реку. Каждому придется драться за пятерых. Срочно смастерили плоты. И перед рассветом поплыли. Изредка то справа, то слева раздавались пулеметные очереди: немцы нервничали.  Взвод Лобачева в первом эшелоне форсировал Южный Буг. У правого берега плот был разбит. Но медлить было нельзя. Лобачев бросился в воду и увлек за собой бойцов. Холодная вода набралась за голенища кирзовых сапог. Бежать по воде тяжело. А тут еще по спине бьет увесистый вещмешок с боеприпасами, в руках автомат. «За мной!», — скомандовал Лобачев и стал карабкаться на обрыв. Солдаты полезли за ним. На ходу кидая гранаты, с криком «ура» бросились на окопы врага. Когда закончились патроны,  бойцы по приказу взводного перешли  в штыковую атаку. Смелой атакой десантники выбили фашистов из передних траншей. Плацдарм был удержан. Развивая наступление, взвод овладел деревней Маньковкой Винницкой области. Во время боя Лобачев уничтожил гранатами два пулеметных расчета. Не все его ребята выжили. Вечная им слава и память!

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгремела война. Наступили трудные и счастливые послевоенные годы. Николай Гаврилович проходил военную службу на офицерских должностях строевого и политсостава в Центральной группе войск, в группе советских войск в Германии, закончил службу в Прикарпатском военном округе, где прошел путь от командира танкового взвода до заместителя начальника 7-й школы артиллерийских мастеров-специалистов по ремонту электронно-оптических приборов по политической части. За время службы Лобачев Н.Г. избирался депутатом Ровенского городского совета депутатов трудящихся по 128 и 122 избирательному округу  в 1950 и 1953 годах, дважды депутатом Шепетовского районного Совета депутатов трудящихся Хмельницкой области по 76 и 75 закрытых избирательных округах в 1961 и 1963 годах.

В июне 1965 года по состоянию здоровья после 25 лет выслуги Николай Гаврилович был уволен из рядов Советской армии в звании «майор», переехал с семьей в наш город Мелитополь. 23 апреля 1975 года ему было присвоено звание «полковник». После увольнения работал военным руководителем в автомоторном техникуме в 1972 – 1980 годах  и средней школы №1 в 1980-1983 годах. С 1983 года на пенсии.

В 1995 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы в честь 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Николай Гаврилович принимал в нем участие. В марте этого же года стал Почетным гражданином города Мелитополя. В 2005 году указом президента Украины в честь 65-й годовщины освобождения Украины Лобачёву Н. Г. присвоено воинское звание – генерал-майор.

Все дела, за которые брался Николай Гаврилович, и военные, и гражданские делал уверенно, целенаправленно, с крестьянским трудолюбием и сметкой. У него, прошедшего суровое горнило войны, был прочный тыл. Жена, Лариса Ивановна, 1927 года рождения, по специальности химик-биолог, окончила Мелитопольский пединститут, дочь Вера, 1956 года рождения, пошла по стопам матери, сын Владимир, 1951 года рождения,- выпускник севастопольского приборостроительного института.

 Николай Гаврилович пережил жену. Умер на 93-м году жизни 21 марта 2015 года. Немножко не дожил до 70-ти летия Победы. В День 70-летия Великой Победы на стене дома №17 по улице Байбулатова была торжественно открыта мемориальная доска в память про Героя Советского Союза, генерал-майора Лобачева Николая Гавриловича.

У времени есть своя память — история. Единственное, что мы можем сделать для героев — это чтить и свято хранить память об их поистине великой Победе. Наши солдаты защитили страну, спасли ее от угрозы уничтожения. Нельзя забывать то, что было сделано ради каждого из нас, чтобы мы могли жить на Земле.

 

 

Так уж получилось, что нынешнее время тоже оказалось беспощадным.  Но в нем есть, как бы странно не звучало, и положительное. Время показало, что выросло новое поколение настоящих мужчин. Те, о ком раньше думали как о слабаках, потому что «женщина может все», оказались не просто мужчинами, - героями. Те, на кого сетовали, что мало работают, мало зарабатывают, мало любят, мало ходят в театры и мало понимают женщин, сейчас сделали самое большое, что только можно, - стали на защиту целой страны. Они взяли в руки оружие и пошли на войну. Мы ещё не раз будем ставить их имена  в один ряд с именами героев Великой Отечественной войны, они достойные сыны Отечества, продолжатели победных вековых традиций.

 

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАС.

НЕСТАНДАРТНІЙ  УРОК В ФОРМЕ КВЕСТА

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ДРЕВНЕЙ КНИГИ»

                                                Учитель истории и   обществознания ГКУ ОО ЗО «СОШ №1» г. Мелитополя  Кеняева В.Н.

ЦЕЛИ УРОКА:

           Формирование у учащихся представления об изобретении книгопечатания в   России XVI века.

ЗАДАЧИ УРОКА:

·         Исследовать и охарактеризовать развитие культуры, в частности возникновение книгопечатания в России во второй половине XVI века; ознакомить учащихся с выдающимися деятелями  этой эпохи;

·         развивать умение работать с различными источниками информации и на основе их делать обобщения и выводы; критически оценивать информацию, излагать свою точку зрения и ее аргументацию; умение вести диалог, проявлять дружелюбие, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

·         формировать гражданственность, развивать гражданское сознание, чувства, которые возвышают человека, утверждают в нем честь, гордость благородными поступками исторических лиц;

·          формировать моральные качества обучающихся: интерес к культурным достояниям народа, воспитывать уважение к выдающимся деятелям культуры, уважительное отношение к памятникам прошлого;.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

 

·         виртуальная экскурсия;

·         поисковый;

·         исследовательский;

·         творческий;

·         информационный

                               ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  Р                                                                                                                                                                                                                                                                После урока обучающиеся будут знать(предметные результаты) : сведения о возникновении книгопечатания в России и его первые очаги, смогут характеризовать развитие культуры, книгопечатание в данный период, называть имена выдающихся деятелей культуры, причастных к возникновению книгопечатания в России. Учащиеся будут понимать: условия развития культуры во второй половине XVI в. в России; понятие «книгопечатание». Учащиеся будут уметь (метапредметные результаты): работать с разнообразными источниками информации, составить исторический портрет Ивана Федоровича, использовать новые источники информации.                              У учащихся продолжатся формироваться: свободное владение государственным языком, гражданская и социальная ответственность, инновационность, интерес к культурным достижениям прошедших поколений.                                                                                                                                                                                   ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска, проектор, презентация powerpoint,  Начало формы

 карта Восточной Европы XVI века, плакат «Международная кодовая таблица сигналов бедствия», пятитомник «Российская историческая проза – Москва: Эксмо. 2021»; отрывки из фильма " В поисках истины. Призрак Ивана Федорова", видео с привидением, телефоны у учеников, SMS-сообщения, картины на стенах, много книг, 4 стакана, 4 тарелки, 1 ложка, уксус, щепотки сахара и соды, буква F из                листьев на полу, свеча со спичками, воздушные шарики с записками,  записки под стаканом,                                       под столом, под стулом, маленькие кусочки еды.                                                                                                                                                                ТИП УРОКА: нестандартный музейный урок в форме квеста.                                                                                                  ХОД УРОКА Учитель: «Шел 2003 год. В книгохранилище Львовского музея древней книги стали происходить странные вещи. Начала срабатывать сигнализация. Сторожа заходили - в книгохранилище никого не было. Потом начались ночные погромы. Но в помещении во время осмотра все было в порядке - никаких следов бесчинств. Лариса Спасская, директор музея, долгое время не обращала внимания на рассказы сторожей, рядом стоят дома, ходят люди, мало что может почудится. Но однажды она сама стала свидетелем чего-то пугающего (Отрывок из документального фильма «В поисках истины. Призрак Ивана Федорова "(от 2мин.09 сек. -до 3 мин.00 сек.). В названном отрывке тяжелая книга начинает самостоятельно двигаться, падает и раскрывается на странице со словами о захоронении мертвых. Лариса Спасская вспомнила, что уже лет 30 в опечатанном сейфе музея рядом с рабочими местами сотрудников лежат 2 коробки с останками мужчин. Одному около 70-ти, другому- около 25 лет.

Директор музея знала такую историю: в 18 в. все кладбища во Львове были ликвидированы из-за эпидемий. Останки знаменитых людей были перезахоронены в церкви монастыря Святого Онуфрия. В 70-х годах 20 в. эти останки археологи искали 3 года и нашли под иконостасом церкви Львовского Онуфриевского  давно заброшенного монастыря, что говорило о захоронении знаменитых людей. Были предположения кто это, но без экспертизы похоронить их было нельзя, а денег на экспертизу не было. Очевидно, души этих людей, останки которых лежали в коробках уже 30 лет, не могли найти успокоения и просили живых их похоронить. Установить, какие призраки обитают в книгохранилище Львовского музея древней книги, предстоит сегодня нам. Желающих установить их имена в музей приходило много, но

 

 

но призраки не позволяли рыться в шкафах, сбрасывать книжки с полок, вытряхивать ящики столов. Они хотели, чтобы их имена были установлены людьми, используя только свой разум и знания. Призраки были знакомы с современными телефонами и задания с подсказками детям они всегда присылали SMS-ками, которые могут прийти любому из нас. Номера наших телефонов им не нужны, они  и так могут дозвониться. Мы подходим к дверям Музея древней книги. На дверях – таблица: «Международная кодовая таблица сигналов бедствия». Наличие такой таблички понятно: в музее очень ценные вещи и возможны всякие нестандартные ситуации..

 

Разделившись, мы запомнили эти знаки на всякий случай. Зашли в музей. На полу лежал знак в форме английской буквы "F", сложенный из листьев. В обозначениях международной системы бедствия этот знак означает: "Нужны продовольствие и вода». Поэтому мы пошли в направлении стола, где, как мы увидели, находились тарелки и стаканы.

   

И вот пришла первая SMS-ка: « Освободите тарелки и ищите задание на них. На тарелках лежала какая-то еда: кусочки фруктов, овощей. Мы быстро съели их и подняли тарелки. На одной из них было написано задание: «Определите даты жизни меня, отца. Родился я примерно в год, когда в Германии началась Реформация, а умер за год до смерти русского царя Ивана Грозного». Наш ответ после обсуждения: Ответ 1: 1517-1583 гг. Тут же пришла вторая SMS-ка : «В 4-х стаканах уже лежит сухое белое вещество. Рядом стоит бутылка с пахучей жидкостью. Осторожно налейте по чайной ложке этой жидкости в каждый стакан. Шипящая реакция в одном из стаканов будет подсказкой». Мы догадались, что веществом в 3-х стаканах был сахар, а в стакане № 4 - сода. Пахучей жидкостью был уксус. Вода в четвертом стакане зашипела.

            Осмотрев четвертый стакан, мы увидели на дне стакана, в котором жидкость зашипела, цифру «4». Мы стали осматриваться, чтобы найти в музее одинаковые экспонаты в количестве не меньше 4, и обратили внимание на пятитомник " «Российская историческая проза – Москва: Эксмо. 2021». Интуиция нам подсказала, что нужно открыть т.4 Мы открыли его, внутри лежал чистый лист. Тут же пришла SMS-ка: " Используйте свечу (горячий утюг, гуашь), и вы узнаете, как назывался университет, который окончил я, отец, и в какой стране этот университет находился».

Начало формы




 

            Текст был написан молоком. Мы зажгли свечу, поднесли к листу, и проступили слова: «Этот университет был в г. Кракове. Его работа была возобновлена в 1400 году Великим Литовским князем Ягайло, известным как Владислав Ягелла, исполняющим завещание своей жены Ядвиги».

            После обсуждения мы дали ответ. ОТВЕТ 2: ЯГЕЛЛОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ПОЛЬШЕ. Пришла SMS-ка: "В Ягеллонском (Краковском) университете учились только дети из богатых семей. Из какого сословия и из какого народа мы, отец и сын? Ответ ищите в видео (показывается отрывок из видео «В поисках истины» (9мин. - 12 сек. - 9 мин.29 сек.) и ищем ответ на карте XVI века, которая спрятана где-то под столом”. Под одним из столов мы нашли герб и карту. Из фильма стало ясно, что это герб дворянского рода Рагозы ОТВЕТ 3: ОТЕЦ И СЫН ИЗ ДВОРЯНСКОГО РОДА РАГОЗЫ, ОНИ БЕЛОРУСЫ. Поступила SMS-ка: "Известно, что я,отец , отрекся от родового имени и семьи и стал называть себя без фамилии, только по имени и отчеству, иногда прибавляя: Московитин

 

Родовой герб семьи Рагозы.

 

Что могло заставить меня отречься от своей фамилии? В предложенном тексте, который спрятан под одним из стульев, выбирайте только буквы, написанные кириллицей. ".

 Б Е ЅД НQ)ОСТЬ

 ПОZ СRЛУШАНИЕ

 ЦWЕЛЈОМZУДРИЕY

 ОТВЕТ 4: БЕДНОСТЬ, ПОСЛУШАНИЕ, ЦЕЛОМУДРИЕ 

.

Ученики обсуждают: чьи это обеты? (членов католического Ордена иезуитов) Пришла новая SMS-ка: "Итак, это три обета человека, вступающего в Орден иезуитов. При вступлении в этот орден человек отрекался от своего рода и семьи. Итак, по вере, мы, ставшие призраками, католики. В какой стране (странах) мы жили? Подсказка:

Ответ 5. Зашифровано слово «Картина» Ищем в музее картины. Вот они, на стенах. Глядя на них, мы понимаем, что именно с этими правителями и их странами связана жизнь Московитина и его сына.

                                               1                                                                                                             Гетьман Ян Ходкевич 1530-1579



        Наш ответ: ОТВЕТ 6:. Россия, Великое княжество Литовское. И вдруг в музее  погас свет. Началось видео. (Один из учеников в снятом видео голосом призрака рассказывает. Можно ученика просто одеть призраком и не показывать видео).Появился призрак: "Вы справились со всеми задачами, как никто из тех, кто пытался разгадать наши имена раньше, не дал нам столько правильных ответов. А теперь вы растерялись. Вам сложно назвать наши имена. Чтобы вам помочь, я расскажу свою историю. В год, когда Иван Грозный захватил Казань, я приехал жить в Москву, принял православную веру и стал дьяком в Кремлевской церкви.

 

 

                                             1552 Иван Грозный захватил Казань

           Свое ремесло, которым я занимался в Европе, пришлось забыть. Если для Европы оно было привычным делом, в Русском царстве оно было запрещено, мастеров называли слугами дьявола, а мой станок называли сатанинским . Именно в этом году, покорив иноверцев в Казанском ханстве, царь задумал их обернуть на православную веру. Ему понадобились оборудование и мастера, которых он планировал завезти из Европы. Инструменты завез, а от услуг иностранных мастеров его уговорил отказаться митрополит Макарий, мол, и у нас добрые мастера есть, и назвал среди имен и мое имя. Так я начал выполнять царский заказ. Почти в 50 лет я женился на юной красавице Насте, и через месяц после выполнения первого царского заказа у нас родился сын, тоже Иван, как и я. Жизнь наладилась. Я занимался любимым делом, дома меня ждали жена и сын. Но случилась беда. Я прибыл в Москву с благородными намерениями, а пришлось бежать из нее как преступнику. Как-то ночью, возвращаясь домой, увидел, как горит мой дом и мастерская в нем. Мои враги решили со мной расправиться. Я успел вынести 5-летнего сына и мои инструменты. Спасти Настю не успел. С сыном на руках я убегал на родину – в Великое княжество Литовское к моему покровителю гетману Яну Ходкевичу. Он стал давать мне заказы, и жизнь постепенно вновь наладилась. Но наступил 1569 год. Все изменилось. Мое ремесло было запрещено, Ходкевич хотел подарить мне деревню и предлагал забыть о ремесле и жить в деревне до конца моих дней вместе с сыном. Я отказался, взял сына, инструменты и пошел во Львов. Этот город был свободен, жил по законам Магдебургского права, и я был уверен, что там смогу продолжить свое ремесло. Так и случилось. Нашел кредиторов, открыл мастерскую, но, к сожалению, мое ремесло дало мне славу, но не дало денег, мои изделия стоили дорого и плохо раскупались. Главной моей проблемой стали долги, которые требовали вернуть кредиторы. И опять мне повезло: меня пригласил на работу в свой замок в Острог князь Василий-Константин Острожский. Я был счастлив: начал работать над самым главным изделием своей жизни, которым будут пользоваться люди более 300 лет. Но не успел его закончить. Мы поссорились с князем. Он ничего не заплатил. Я пошел во Львов, забрав 120 незаконченных изделий. Денег на продолжение работы мне никто не дал, наоборот, кредиторы требовали вернуть долги. В нищете и болезнях я умер. Долги перешли к моему сыну, который продолжил дело отца, но расплатиться с кредиторами не смог. Через 6 лет после моей смерти сына посадили в долговую яму без еды и воды, где он умер страшной смертью. Спасибо монахам, которые закончили мой труд точно в том же стиле, в каком начинал делать его я, и даже сохранили дату его создания – 1581 год». По окончании видео включился свет, и в помещении мы увидели воздушные шары, а в них – записки с вопросами:

   

Вопрос:1. Что изменилось в 1569 году, после чего мое ремесло стали запрещать? 2. Какой самый главный труд моей жизни? 3. Кто я? Ответ 7:

1.Люблинская уния ввела католичество по всему государству Речи Посполитой, поэтому православные книги были запрещены

 2. Острожская Библия

3. Иван Федоров.                                                               

   Учитель : «В конце 2014 г. была проведена экспертиза. Она показала: останки принадлежат Ивану Федорову и его сыну Ивану. В их костях обнаружили двукратное содержание тяжелых металлов, которые в то время использовали во время печати. Но где же похоронить отца с сыном? Иван Федоров был православным монахом, а Свято - Онуфриевский монастырь (ныне возрожденный) находится во владении греко-католиков. Однако договориться с хозяевами монастыря удалось – величественная фигура первопечатника является авторитетом для здравомыслящих людей, независимо от того, к каким конфессиям они принадлежат. Отца и сына похоронили в декабре 2014 г. в стене церкви ныне действующего Онуфриевского монастыря г. Львова. Ивана Федорова с сыном похоронили на том самом месте, где более 40 лет назад обнаружили их останки. На перезахоронении присутствовали представители всех религиозных конфессий. После завершения литургии рака с останками Ивана Федоровича и его сына была заложена в стену храма Святого Онуфрия.

   

На надгробной плите написано «Друкарь книг, доселе не перед тем не виденных»                                   

 

 Львов, СВЯТО-Онуфриевский монастырь, первопечатник И. Федоров.1971 г.

 Домашнее задание: составить исторический портрет Ивана Федоровича по памятке:                    Памятка " Как составить исторический портрет?"

1. Как происходило становление личности исторического деятеля?

 1.1. Где и когда он родился? Род деятеля.

1.2. Где учился?

1.3. В каких странах и каких условиях действовал?

 2. Личные качества и черты характера.

2.1. Как личные качества деятеля влияли на его деятельность?

3. Деятельность исторического деятеля.

3.1. Какие достижения имел?

            3.2. Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет и почему?

3.3. Какими были последствия его деятельности:

 а) для современников;

 б) для потомков;

3.4. За что человечество помнит этого человека?

 4. Каково ваше личное отношение к историческому деятелю?










ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА   

                                                                                                                                                                           1. Иван Федорович: малоизвестные факты и реконструкции из жизни книгопечатника во Львове . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.032.ua/news/2585279/ivan-fedorovic-malovidomi-fakti-j-rekonstrukcii-z-zitta-knigodrukara-u-lvovi-video                                                                                                        2. Памятка " Как составить исторический портрет?"  - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://history-teacher.com/the_world/179-pamjatka-jak-sklasti-storichnij-portret.html                                     3. Интересные факты об  Иване Федорове . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://osnovaschool.ru/uk/technique/interesnye-fakty-pro-ivana-fedorova-pervopechatnika-kratkaya-biografiya/

4. Фильм " В поисках истины. Призрак Ивана Федорова" https://history-teacher.com/the_world/179-pamjatka-jak-sklasti-storichnij-portret.html

           Отрывки: 1)2мин.36 с – 3мин..00 с.,

2) 9мин..12 с. – 9мин..29 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий